Цель наших доноров благая, чего не скажешь о местном исполнении. Как исправить положение?!
В минувший четверг состоялось очередное заседание нашего дискуссионного клуба в ДО НСЖУ на тему «Международная спонсорская и благотворительная помощь Украине: проблемы и перспективы». Докладчик — руководитель Восточно-украинского представительства Международного фонда «Відродження», кандидат исторических наук Владислав РОМАНОВ.
Обстоятельный доклад, высказанные в ходе его обсуждения мнения и факты, в том числе, почерпнутые из тематических публикаций, подаются в конспектном изложении.
Окончательные выводы, как всегда, за читателями.
(Окончание. Начало — ЗДЕСЬ www.nsju.dp.ua)
ЧТО ИМЕЕМ В РЕЗУЛЬТАТЕ…
Начнём плясать от печки. Как следует из предыдущей публикации, главные проблемы, мешающие эффективному использованию финансовой помощи международных благотворительных фондов, заключаются в системной коррупции, нежелании власти делиться с народом своими полномочиями и неспособность общественности их добиться и реализовывать.
Мы до сих пор не желаем понять, заметил Владислав РОМАНОВ, что коррупция и авторитаризм — две стороны одной медали. Без коррупции нет авторитаризма. Он возникает, когда общество устранено от контроля за властью, отсутствует прозрачность в сферах государственных финансов, процедур, разоблачения коррупции. Таким образом, создаются предпосылки для формирования системной коррупции в стране, которая приводит к поразительным ситуациям.
Знаете ли вы, например, что сейчас вызрела новая весьма болезненная проблема — как бороться с… «борцами» с коррупцией. Ведь суть их бурной борьбы — не трогать грибницу а срезать головки.
Нужно ли напоминать, что авторитарные общества угрожают цивилизованному миру постоянным провоцированием конфликтов, в том числе, и военных. Наиболее яркие современные примеры — Россия, Сирия. В свою очередь, войны на востоке гонят беженцев на Запад. Переселенцы несут туда системную заразу авторитарного менталитета и, соответственно, провоцируют в Европе возрождение коррупционных институтов 20-30 годов. К счастью, Европа хоть и с опозданием, но начинает осознавать эту нависшую над ней опасность. Вот почему фонд Сороса делает упор на развитие гражданского общества.
Впрочем, и этот процесс также несет свои опасности. Об одной из них напомнила Анна КОЛОХИНА.
Как известно, после первых реальных шагов по децентрализации и перераспределению госбюджета в пользу регионов на местном уровне сосредоточились большие деньги. И сразу же возникли вопросы по их распределению, приоритетности решения многочисленных региональных проблем. Если в селах принимать такие решения с участием громады проще, то в городах-миллионниках выработка таких решений вырастает в большую проблему. Необходима серьезная социологическая и аналитическая работа по определению первоочерёдности решения стоящих задач. Этим должны заниматься профессионалы. Чего, в нашем случае, пока не наблюдается.
У этой проблемы есть и важный коррупционный момент. Перераспределение финансовых потоков в пользу регионов привело и к коррупционному перераспределению.
Об этом говорилось давно, подчеркнул Владислав РОМАНОВ. Ситуация 2014 года четко продемонстрировала коррупционные качели: министры и их замы лишились возможности брать на лапу, так как уже не влияют на финансовые потоки. В свою очередь, эти горячие деньги начали подпирать чиновников среднего уровня. Тех, которые ещё вчера везли чемоданы в Киев и скрипели зубами, потому что им оставалась малая толика. А теперь они понимают, что чемоданом могут распорядиться сами. Преодолеть этот соблазн в условиях всё ещё царящей в стране властной неразберихи, законодательного хаоса и правоохранительной перестройки удается немногим.
В результате, сегодня Украина подошла к точке бифуркации и замерла в пугающей неопределённости. Этот застой абсолютно устраивает нашу коррумпированную управленческую элиту. Война, по их мнению, должна продолжаться, как и борьба с коррупцией. Но… без результата. Так как на них научились зарабатывать немалые деньги, в том числе, антикоррупционеры.
Из этого губительного для страны застоя, как свидетельствует исторический опыт, может вывести лишь жесткий и постоянный контроль за властью её избирателей. Вот почему, как уже отмечалось, фонд Сороса делает упор на развитие гражданского общества.
К сожалению, как подчеркнул Валерий ИНШАКОВ, наши люди ещё не готовы это осознать, чем и пользуется власть. В результате, идет профанация создания громад. Обратите внимание, кто принимал Устав города в Днепре — сессия горсовета. При этом была нарушена процедура его принятия. Не создан механизм выработки и принятия решений громадой. Громада, по сути, не участвует в этом. И, соответственно, не имеет влияния на реализацию властных полномочий в рамках этого Устава.
Всеобщая интеллектуальная и профессиональная деградация, особенно на региональном уровне, сегодня очень выгодна власти, «возглавляющей» этот самоубийственный процесс. Что позволяет ей действовать старыми методами. На что обратил внимание правозащитник Василий СУХОВ.
О каком формировании гражданского общества может идти речь, если сегодня люди ещё не созрели до того, чтобы работать не ради денег, а ради громады, всеобщего блага. Прежде всего, обеспечивать жесткий контроль и критику недостатков в работе власти, что ей, вполне понятно, не нравится. Потому в общественном секторе могут работать только пенсионеры. Любого другого достанут по месту учёбы или работы.
Причём, над грантополучателями, как и над властью, тоже необходим общественный контроль. О чём свидетельствует выше рассмотренная ситуация вокруг РПР и ИМП. Но здесь не обойтись без высокого интеллекта и соответствующих знаний. А такие кадры сегодня даже на хорошую зарплату найти нелегко.
Тем временем, как уже отмечалось, западные доноры демонстрируют все меньше энтузиазма в вопросе финансирования Украины. Участники этого “рынка” рассказывают, что в конце прошлого года был отменен тендер на консультативную помощь Украине со стороны Еврокомиссии, в начале этого года также был отменен подобный тендер со стороны Великобритании. “Пока это отдельные факты, но мы наблюдаем их увеличение и все меньшее желание развивать программы в Украине. Если не будет продемонстрировано хотя бы несколько историй успеха с использованием западных грантов, то отношение к вопросу грантовой помощи быстро ухудшится – как со стороны доноров, так и со стороны нашего собственного общества”, – подытожил один из собеседников «Апострофа».
Отсюда вывод: «грантоеды» сами по себе не поменяют управленческую систему в стране. Принудить к этому власть должно общество…
ЗАДАЧИ НА ЗАВТРА
Что бы ни говорили скептики, но мы, пусть медленно, но приходим к пониманию, что Украине необходимы смена управленческих и ментальных стандартов, адаптация к западным системам и ценностям.
Законы, которые сегодня продвигаются, дадут возможность изменить систему управления, увеличить количество услуг, провести стандартизацию и, главное, привлечь к их выполнению не только правительственные структуры, но и общественные организации. Власть будет вынуждена под давлением внешних и внутренних факторов уступить часть своих полномочий общественным формированиям. Но главная проблема, которую предстоит решить, — это пробудить желание и воспитать способность граждан к такой работе. Фонды и выделяемые ими гранты направлены, прежде всего, на это.
И ещё важный момент: задача гражданского общества не просто сотрудничать с властью в вопросах её контроля. Защита своих социальных прав — пассивная позиция. Необходимо начинать перебирать на себя и часть властных функций. Это глобальная задача.
Следующий важный момент, как заметил Владислав РОМАНОВ, сломать систему коррупции. Без вовлечения в эту работу как можно большего количества людей — это нереально. Они учатся видеть и решать проблемы.
Причем, такая общественная работа — хорошая наука. Эти люди, пройдя школу системной борьбы с коррупцией, потом идут в бизнес и добиваются там успеха. Они также хорошая питательная среда для прихода серьезного инвестора. Им доверяют. Их берут консультантами. Знание языка, современных технологий менеджмента, коммуникативность, умение работать на результат громады в цивилизованном мире высоко ценятся.
Поэтому главный вопрос — в качестве людского фактора. Если мы все время говорим «дайте… дайте… дайте!», а в стране что-то меняется только под внешним давлением, то желание давать быстро пропадает. Но когда мы сами инициируем эти изменения, инвестировать будут с удовольствием, потому что не так много в мире развивающихся экономик, которые имеют такой потенциал, как украинская. Потому что по ряду параметров мы достаточно конкурентоспособны. И население ещё не спившееся, и уровень образования неплохой. Для большого бизнеса состояние гражданского общества – один из важнейших инвестпоказателей.
Когда какая-то корпорация идет на какой-то проект, она не просто смотрит в Google наличие дорог, возможности коммуникации и прочее, а, прежде всего, изучает наличие и качество человеческого ресурса соответствующей подготовки.
Сорос уверен, подчеркнул РОМАНОВ, что Украина уже в скором времени получит огромные инвестиции. Сейчас у него одна из главных задач — показать миру Украину как очень привлекательную инвестиционную площадку. Безусловно, с нашей помощью.
КАК ПОЛУЧИТЬ ГРАНТ И ЧТО ЭТОМУ СПОСОБСТВУЕТ?
Напомним, изначальная цель грантодателей состоит в оказании помощи проектам, не являющимся прибыльными, но играющими важную роль в развитии общества, города или учебного заведения. Наиболее противоречивый момент – гранты финансируют деятельность, не получающую адекватного финансирования со стороны государства.
Отдельный момент – история сотрудничества с грантодателями. По негласной информации «грантоедов», шансы на получение финансирования возрастают на треть, если вы ранее уже успешно сотрудничали с благотворительными фондами.
Очень важна предыстория проекта. Под «голую» идею получить деньги практически невозможно, поэтому нужно быть готовым показать, что работы уже ведутся, предоставить платежки о потраченных ресурсах. Огромным плюсом для грантополучателя будет готовность соискателя оплатить часть необходимого оборудования из собственных средств. Такой подход убедит комиссию в серьезности намерений предпринимателя и его вере в успех предприятия.
На внешнюю помощь приходится рассчитывать и гражданскому обществу, негосударственным объединениям и аналитическим центрам, ведь средства отечественного госбюджета традиционно направляются лишь на поддержку государственных или приближенных к госструктурам органов. Практики, когда на открытых тендерах выбираются лучшие предложения по подготовке аналитики или социальных проектов, в Украине пока что не существует.
При желании и достаточной степени настойчивости можно найти фонд для реализации любого проекта. Нередко встречаются проекты, придуманные специально под соответствующий фонд. В принципе, в этом нет ничего удивительного. С одной стороны, грантодающие организации сами заинтересованы в бесперебойной выдаче максимально возможного количества грантов. С другой, большинство фондов заявляют в своей деятельности довольно размытые цели, вроде «развития демократического общества в Украине», «укрепления позиций общественных организаций», «расширения свобод и прав граждан».
Иными словами, как утверждает ИА «Свободная пресса», необходимо создать общественную организацию, быть несогласным с властью по какому-либо вопросу, делать акцент на просветительскую работу среди молодежи – и западные грантодатели, а, возможно, те, кто за ними стоят, помогут с финансированием.
Как показывает деятельность некоторых известных в Украине политических сил, этот вариант, по-прежнему, остается наиболее простым способом получить финансирование.
Так что, за работу товарищи!..
По поручению членов клуба Вадим КЛИМЕНТЬЕВ.
Специально для сайта ДО НСЖУ.