Пенсионный фонд Украины: диагноз — прогрессирующая анемия… Как следствие односторонних реформ, вирусной коррупции и правового беспредела…
Весьма обострившееся в последние годы течение этой смертоносной для цивилизованного общества болезни рассмотрим на примере статистических данных Пенсионного фонда Украины, его затянувшихся реформ, специфики пенсионного обеспечения журналистов, в том числе, коммунальных и государственных СМИ, отраженных в аналитических публикациях на эту тему и ряде судебных решений.
Данный цикл предваряет будущее заседание за «круглым столом» дискуссионного клуба ДОО НСЖУ. Его тема: «Как восстановить права пенсионеров-журналистов, оказавшиеся одними из самых незащищённых пенсионным законодательством, — задачи будущему съезду НСЖУ».
К участию в «круглом столе» приглашаются представители Пенсионного фонда, юристы и заинтересованные члены организации. Заседание состоится 16 марта (четверг) в 15.00 (ДОО НСЖУ).
(Часть 1 читать ЗДЕСЬ http://nsju.dp.ua/pensionnyj-fond-ukrainy-diagnoz-progressiruyushhaya-anemiya.html)
- КАКОЙ ВИДЯТ ПЕНСИОННУЮ РЕФОРМУ АНАЛИТИКИ И ЕЁ ГЛАВНЫЙ ОРГАНИЗАТОР
«Реформы в Украине, которых так ждут Запад, мировые кредиторы, а, в первую очередь, рядовые украинцы, недопустимо тормозят, — писала Нана Черная в статье «Пенсионный тупик» в конце 2015 года. Подробности читайте на УНИАН: https://economics.unian.net/soc/1213942-pensionnyiy-tupik.html. — Это признают и правительство, и народные депутаты. Признают именно те, от кого зависит процесс обновления страны, результатом которого должен стать рост экономики, а, значит, и благосостояния граждан. Но вместо того, чтобы совместно решать создавшуюся проблему, госчиновники и народные избранники погрязли в конфликтах, что и является главной причиной затягивания преобразований страны. Яркий пример кризиса во власти – пенсионная реформа – одна из важнейших в списке приоритетных нововведений. Значимость этой реформы неоспорима.
…И еще один важный момент – действующая пенсионная система загоняет зарплаты в конверты. Дело в том, что ЕСВ начисляется с общего фонда оплаты труда – от 34,7 до 49,7%, в зависимости от сферы деятельности предприятия. Естественно, работодателям это невыгодно. Выгодно продемонстрировать в отчетности меньшие оклады, а все остальные доплаты выдавать работникам на руки. Эту теневую схему украинцы потом ощущают при начислении пенсии, а вот Пенсионный фонд от таких махинаций никак не может вылезти из долговой ямы. Качественная пенсионная реформа должна свести на нет и эту проблему.
…Вся Европа имеет накопительные деньги, вся Америка также, а Украина – нет. 90% населения выиграют, а тех, кто потеряет, защитит государство. Но таких будет лишь 10%. С сегодняшней пенсионной системой государство никогда не справится с дефицитом бюджета, особенно, с учетом снижения ЕСВ. С социализмом пора кончать».
Многое ли изменилось с тех пор? Кое-что. Например, снижен пенсионный налог. Только поступлений в Пенсионный фонд от этого не стало больше. Впрочем, слово Юлии Самаевой, поднявшей пенсионную проблему в статье «(Не)достойная старость» в «Зеркале недели» меньше месяца назад:
«…Что власти обещают пенсионерам нынешним, жизнь которых день ото дня становится только сложнее?
Когда человек выходит на пенсию, в расчет берется его средняя заработная плата за три предпенсионных года, и периодически государство должно повышать базу расчета, ведь зарплаты граждан пусть медленно, но растут. А если зарплатную базу не менять в соответствии с ростом, то новым пенсионерам будут автоматически начисляться большие пенсии, чем их же коллегам, ушедшим на заслуженный отдых несколькими годами ранее. Что, собственно, и случилось в Украине. Получилось, что чем дольше ты на пенсии, чем ниже твоя трудоспособность и возможность найти дополнительный доход, чем хуже состояние здоровья, тем меньше ты получаешь денег из Пенсионного фонда.
Исправить ситуацию можно и нужно посредством так называемой актуализации выплат. Еще в 2013 г. формула перерасчета пенсий была изменена таким образом, что зарплатная база должна была повышаться на коэффициент не менее 20% повышения зарплаты. Но формула так и не заработала. Летом прошлого года вице-премьер по социальным вопросам обещал актуализацию пенсий в октябре-ноябре, но опять не сложилось. Финансового ресурса у страны не нашлось. Цена вопроса — порядка 50 млрд. грн. ежегодно. Сумма для госбюджета ощутимая, но не неподъемная, и уже в этом году деньги обещают найти. Правда, искать их будут опять в теневом секторе, а это — очень ненадежный источник поступлений.
Если посмотреть сегодня на пенсионную систему Украины, увидим 12 млн. пенсионеров со средней пенсией 1800 грн. в месяц, что составляет менее трети (28%) нынешней официальной средней зарплаты в 6400 грн. Соотношение между доходами работающих и выплатами пенсионерам удручает.
…В 2015 г. дефицит ПФ составлял 80 млрд. грн. Причиной сочли высокие налоги и решили их снизить, чтобы предприниматели вышли из “тени” и начали платить в Пенсионный фонд большие суммы. ЕСВ снизили с 38 до 22%. Расчет на детенизацию себя не оправдал. В 2016-м дефицит ПФ достиг 145 млрд. грн, то есть вырос еще на 65 млрд, которые благодарные правительству работодатели, а именно они платят ЕСВ, оставили себе. Конечно, в счет этого излишка повышались и зарплаты сотрудников, подросли и пенсии тех, кто к концу 2017-го уходил на заслуженный отдых. А вот повысить пенсии всем остальным не получилось. В кризисный период правительство поддержало предпринимателей, работодателей и работников — самые социально незащищенные слои.
А дырку в ПФ решили подлатать за счет пенсионеров — самого “богатого” слоя населения. Им фактически заморозили повышение выплат, обложили пенсии, превышающие три прожиточных минимума, налогом и в придачу ввели налог для работающих пенсионеров. Чтобы не жирели. Это дало бюджету фонда аж 1,8 млрд. грн. — сумму, которая никак не повлияла на растущий дефицит, но точно отразилась на благосостоянии каждого конкретно взятого пенсионера. Сейчас в Минсоцполитики обещают, что ситуация изменится, и дефицит преодолеть они смогут.
…Именно из теневого сектора там хотят получить заветные средства для повышения пенсий. В министерстве убеждены, что повышение МЗП до 3200 грн. способно обеспечить поступления в объемах, необходимых для актуализации пенсионных выплат. Там ожидают уже к концу этого года получить дополнительные 40 млрд.
Но даже не это смущает, а то, что из работающих 16 млн. только 10 млн. платят ЕСВ. Знаете, почему? Потому что каждый из них считает, что когда ему исполнится 60 лет, он все равно получит минимальную пенсию. Если раньше в Украине были трудовые династии, то теперь династии получателей помощи от государства”.
…Теперь мотивировать собираются гривней. А пенсию назначать только тем, кто платил взносы, и в соответствии с объемами этих взносов.
“Мы должны понимать, что речь не идет обо всех пенсионерах без исключения, — пояснил ZN.UA министр социальной политики Андрей Рева. — Сталкиваясь с необходимостью проведения актуализации выплат, любое правительство попадает в ситуацию, когда ему нужно принимать принципиальные решения и поднимать пенсии только тем, кто их заработал. Не все же эти 12 млн. пенсионеров имеют полный стаж. Реальной актуализации потребуют около 6 млн. из 12, — конкретизировал министр. — Да, с точки зрения пиара, поднять всем, но на 200 грн. — лучшее решение, но справедливое ли? Мы должны дать сигнал тем, кто сейчас платит взносы, что они действуют правильно, что, выйдя на пенсию, они не будут чувствовать себя обманутыми. Мы должны дать сигнал и тем, кто взносы не платит, что в будущем они потеряют из-за этого шанс на достойное пенсионное обеспечение”.
Речь не идет о том, что пенсии тех, кому не хватает стажа, будут заморожены. Нет, выплаты им также будут поднимать, но это будет лишь индексация на уровень инфляции, то есть то самое минимальное повышение, которое мы наблюдали в последние годы.
Стимулы для роста поступлений должна создать та самая пенсионная реформа, основная цель которой — увеличить количество плательщиков, и повышение МЗП, которое должно повысить поступления в фонд. И пока в этом уравнении неизвестных больше, чем постоянных. В социальной политике стартуют эксперимент за экспериментом, результаты их неизвестны даже самим экспериментаторам, несмотря на их напускные кураж и уверенность. Последнее и решающее слово все равно за работодателями и предпринимателями, именно их реакция на новшества Кабмина определит, хватит ли ресурсов для повышения пенсий. А пенсионеры, давно отодвинутые за черту бедности, остаются заложниками этого противостояния власти и бизнеса». Подробнее: http://gazeta.zn.ua/macrolevel/ne-dostoynaya-starost-_.html.
И в заключение, слово вице-премьер-министру Павлу Розенко, который на прошлой неделе заверил общественность, что как только у правительства будет окончательный вариант пенсионной реформы, его обязательно представят на общественное обсуждение:
«…Я могу сказать только, что никогда не поддержу пенсионную реформу, если в ее рамках не будут внедрены накопительный уровень пенсионной системы и негосударственное пенсионное страхование. Без предоставления таких возможностей людям и ограничивая их только участием в солидарной части, мы не сдвинем ситуацию с места.
Ведь, суть трехуровневой системы заключается в том, чтобы пенсия платилась из трех источников, а не из одного. И разбивка выплаты приблизительно могла бы выглядеть так: 60% пенсии – из солидарной системы, около 30% – по накопительной системе и 10% – выплаты из НПФ. Сейчас же проблема заключается в том, что, по сути, не внедрив второй и третий уровни, украинцу выплачивают только 60% его пенсии.
Если же говорить о пенсионном налоге, то в тех проектах, которые мы разрабатывали, речь шла о ставке минимум 2% с работающего человека, которая должна была идти в накопительную систему. Я думаю, что проблемы заплатить их не будет. И не нужно увеличивать налоговою нагрузку ни на работодателя, ни на человека. Например, налог можно ввести вместо военного сбора, который мы платим сейчас. Или уменьшить ставку НДФЛ на этот уровень». Подробнее http://economy.apostrophe.ua/article/finansy-i-banki/2017-03-01/pavel-rozenko-seychas-ukraintsu-vyiplachivayut-tolko-60-ego-pensii/10618.
Спору нет, красивые идеи, но, как отмечено выше, с сомнительным результатом. И эта «сомнительность» будет превалировать в любых расчётах, пока правительство, засучив рукава, не возьмется за комплексное решение главной нашей проблемы на пути реформ — системной коррупции в стране.
(Продолжение следует).