Его произведения знает на память практически все поколение советских детей, рожденных в 50-60-70-е годы. Стоило мне сказать слова «Кот Василий…», как все знакомые, среди которых я провела опрос, тут же подхватывали: «…где ты был?» Запросто цитировали они стихи про петуха, заболевшего ангиной, и козла Мефодия, который бродит в огороде…
В те годы в каждой семье, где росли дети, была книжка «Кот Василий» с яркими иллюстрациями. Но вот фамилию столь популярного автора, к сожалению, мало кто мог назвать. Между тем, в Днепропетровска он еще при жизни стал легендарной личностью. О нем ходили самые удивительные истории, его остроумные эпиграммы цитировались на каждой кухне, знакомства с ним искали известные советские и украинские писатели.
Директор издательства «Проминь» Алексей Крылов не считал себя поэтом и написал, скорее, ради развлечения, только пару десятков басен и несколько стихотворений для детей. Но последние еще при жизни поэта вошли, без преувеличения, в золотой фонд мировой детской литературы.
– Его стихотворные поздравления ко всем государственным праздникам начали печатать все местные газеты и даже наперед заказывали ему так называемые «датские» стихи, – вспоминает известный журналист, бывший редактор газеты «Днепр вечерний», Заслуженный деятель культуры Украины Леонид Гамольский. – Причем, они получались у Крылова без ложного пафоса и официоза, какие-то очень искренние и душевные. Умел он находить нужные слова. Тогда я впервые услышал его басни и эпиграммы. Они были такие точные и остроумные, что просто врезались в память. Иных мог так припечатать, что эти эпиграммы люди помнят до сих пор.
Однажды на семинаре творческой молодежи на турбазе обкома комсомола «Родник», вспоминает Леонид Владимирович, у известного поэта Игоря Пуппо пропал любимый перочинный ножик, который он привез из Болгарии. Вечером сели у костра и Алексей Гаврилович под гитару приятным баритоном выдал новую песню: «Нам не забыть лесных дорожек, и как за водочкой мы бегали в сельпо. И то, как ножик, болгарский ножик, похитили у Игоря Пуппо». А его двустишием: «Друзья, вода не утоляет жажды, я пил ее однажды!» начиналось утро у всех местных журналистов, которые с вечера что-то праздновали.
В шестидесятые годы Алексей Крылов стал директором Днепропетровского книжного издательства, которое позднее стало называться «Проминь», но из своих произведений издал только две небольшие книжечки басен «Храбрый заяц» и «Ручеек». Настоящая слава пришла к нему задолго до этого, когда в Днепропетровске в 1955 году вышел сборник его детских стихов «Кот Василий».
Почему-то всегда считалось, что детские стихи о коте Василие, козле Мефодие, петухе (заболел петух ангиной…), сверчке (… нам сказали, что сверчок носит скрипку и смычок), нарисованном льве (как рисунок ни раскрашен, на рисунке лев не страшен…) Алексей Крылов посвятил своей единственной дочери Марине. Конечно, трудно было поверить, что такой серьезный, а, порою, и саркастичный человек мог увлекаться просто так сочинением детских стишков. На самом же деле, в 1964 году, когда родилась Марина, его «Кот Василий» уже пережил несколько изданий и был, пожалуй, не менее популярным, чем стихи Михалкова и Барто. А впервые он прочитал свой детский стих «Заболел петух ангиной» на литературном вечере еще в 1948 году. Жена Крылова была на шестнадцать лет его моложе, и дочка появилась, когда поэту было уже за пятьдесят. Поэтому, Валентина Васильевна, – одна из немногих, кто помнит сегодня, какую необыкновенную слабость к братьям нашим меньшим питал всю жизнь Алексей Гаврилович. Она уверена, что хвостатый герой был списан с какого-то обитателя родительского дома Крыловых. Но и те коты, которые жили с ними уже после их женитьбы, были как две капли воды похожи на пройдоху Василия.
– Алексей Гаврилович страшно не любил ходить по магазинам, – тогда ведь за всем нужно было стоять в очередях, – вспоминает Валентина Васильевна. – А то, вдруг вижу из окна – идет домой с авоськой. Неужели, думаю, что-то купил?! Он раскрывает пакет, а там трое крошечных сибирских котят, – подобрал где-то в подворотне. Пришлось их выхаживать. Одного из них назвали в честь тигра известной дрессировщицы Ирины Бугримовой – Пуршем. Он прожил у нас до самой смерти и был таким своенравным и задиристым, что соседка как-то даже написала жалобу в ЖЭК: мол, наш кот не дает прохода ее кошке. Но с хозяином они просто обожали друг друга. Обычная картина: Алексей ест, а Пурш сидит рядом на подоконнике и таскает с его тарелки мясо. Когда кот с отсутствующим видом запускал когти в очередной кусочек и тащил в рот, Леша просто таял от умиления. Потом у нас был тоже сибиряк Дарчик – очень пушистое создание с белым брюшком. Вот эти-то оба кота и стали прототипами иллюстраций, которые нарисовал к самым известным изданиям молодой художник Владимир Любарский.
О том, как директор днепропетровского издательства «Проминь» помогал молодым авторам издавать свои книги, вообще ходили легенды. Ныне директор Журфонда, а в 60-е годы начинающий криворожский журналист и комсомольский работник Александр Давыдов и не мечтал, что его очерк о любви двух строителей 8-ой доменной печи завода «Криворожсталь» получит такую читательскую аудиторию. Саша принял тогда самое деятельное участие в спасении девушки-бетонщицы, попавшей накануне собственной свадьбы в страшное ДТП, – все комсомольцы ударной молодёжной стройки сдавали для нее кровь, а жених не отходил от постели любимой. Несмотря на ужасные травмы и ожоги, она выжила, а вскоре вся бригада гуляла на свадьбе у влюбленных. Эта история и легла в основу очерка, опубликованного в одной из криворожских газет.
– Не прошло и недели после его выхода, как ко мне в райком комсомола зашел незнакомый высокий мужчина в элегантных очках, – вспоминает Александр Демьянович. – И представился: директор издательства «Проминь» Алексей Крылов. Когда он сказал, что хочет издать отдельной книгой мой очерк, я просто оторопел. Мне уже приходилось сталкиваться по работе с издательской волокитой: нужно было провести рукопись через цензуру, получить на нее рецензию, заручиться согласием Госкомиздата и включить книгу в план финансирования. Но Алексей Гаврилович, который специально ради меня приехал из Днепропетровска, сказал, что достаточно просто моего согласия на издание. Он взял текст и уже через неделю прислал мне сигнальный экземпляр книги так называемого карманного формата. А вскоре ее уже читали на всех комсомольских стройках страны.
В то же время, издать в «Промине» какую-нибудь халтуру было невозможно ни за какие деньги. Его жена вспоминает такой случай:
– Я лишь недавно пришла на работу в издательство после окончания Московского университета и случайно стала свидетелем такой сцены. Кто-то принес ему рукопись и оставил на столе, – открыв ее, Крылов обнаружил в папке довольно крупную сумму денег и выбежал в коридор, потрясая купюрами: «Где этот негодяй?!» У него было такое возмущенное и оскорбленное лицо, что я сразу в него влюбилась…
Уже став женой Алексея Гавриловича, Валентина Васильевна убедилась, какое огромное пространство занимает в его жизни работа, – он не просто пропадал в издательстве с утра до ночи, но, даже возвращаясь домой, вел на ужин какого-нибудь непризнанного, бедного поэта.
Стихи о коте Василии можно и сегодня встретить в книжных магазинах, – правда, уже с другими, не столь удачными, рисунками. Дочь Крылова Марина точно знает, что они переведены на немецкий, болгарский, венгерский, чешский языки, издаются в Москве огромными тиражами. В 2001 году в днепропетровском издательстве «Сич» вышла книга о Коте Василии на немецком языке, – весь тираж купило посольство Германии в Украине. Но во многих других случаях разрешения на переиздание у жены и дочери никто даже не спрашивает, хотя авторские права на наследие поэта оформлены.
А вот басни и юморески Крылова, по сути, забыты, – они ни разу не переиздавались и только местная газета-вечорка выпустила недавно вкладыш со взрослыми стихами поэта. Но в свое время их встречали просто «на ура»!
– Когда-то на Днепропетровщину приехал писательский десант из Киева, во всех городах и районах прошли литературные встречи, – вспоминает ответственный секретарь Днепропетровской организации Национального Союза писателей Григорий Гарченко. – Я был начинающим автором и пришел на один из таких вечеров. Зал реагировал на выступления гостей прохладно и только двум авторам люди аплодировали стоя: Степану Олийнику и Алексею Крылову. У Алексея Гавриловича были столь острые юморески, что его не зря недолюбливало начальство. Помню, одна из таких басен на темы печальных реалий тех лет, заканчивалась словами: «Где должен был лизнуть, там Бобик гавкнул: «Гавк!»
В пятидесятые-шестидесятые годы он был, без преувеличения, самым популярным поэтом Приднепровья, – счет изданных книг Крылова шел на миллионы экземпляров. Жена рассказывала, как он уехал в Киев на какую-то творческую встречу, а вернулся оттуда уже членом Союза писателей. Но это не мешало ему оставаться очень простым и доступным человеком. Стоило позвонить ему из какого-нибудь сельского детсада, он ехал туда и читал малышам свои стихи. Валентина Васильевна вспоминает, как поэт ввязался в борьбу за квартиру старенькой матери подпольщика Виктора Савченко, расстрелянного фашистами. Кто-то попытался отнять у старушки жилье, и Алексей Гаврилович бегал по судам и даже хотел оформить опекунство над одинокой женщиной. Сердце его болело за всех обиженных, униженных, бедных.
Имя Алексея Крылова сегодня практически забыто, хотя стихи его живут. На домах, где жил поэт, нет даже мемориальных досок, не числится он и в списке почетных граждан Днепропетровска. Устранить эту несправедливость решила журналистка городской газеты «Днепр вечерний» Юлианна Кокошко. Она выступила с инициативой установки памятника самому известному персонажу Крылова Коту Василию. Горожане поддержали эту идею.
Сейчас объявлен конкурс на лучший проект памятника. Дочь Крылова Марина и дочь автора самых известных иллюстраций Людмила Рувинская считают, что Кот Василий должен быть именно с рисунков Владимира Любарского. Поэтический и художественный шедевры объединились в тех книгах так тесно, что представить их порознь уже просто невозможно…
Городская газета начала сегодня сбор средств на установку такого памятника в детском парке имени Глобы. Все, кто любит и помнит стихи прекрасного поэта и баснописца Алексея Крылова, могут внести свой вклад в благородное начинание.
Расчетный счет № 2909590076601
Центральное отделение
ПАТ «Банк Кредит Днепр»
Код банка 305749
Код ЕДРПОУ 14352406
Назначение платежа: Пополнение текущего счета
№ 26253932385201 (Авраменко Ирина Андреевна)
Наталья Гармаш

На снимках: дочери Крылова (слева) и Любарского считают, что памятник должен быть похож на любимого всеми художественного персонажа книги; Алексей Крылов очень любил свою дочь Марину.
Дніпропетровська обласна організація Національної спілки журналістів