• Офіційно
  • Актуально
  • Апарат
  • Журналістська поезiя
  • Журналістська проза
  • Конкурси
  • ЗМI регiону
  • Контакти

Дніпропетровська обласна організація Національної спілки журналістівДніпропетровська обласна організація Національної спілки журналістів

Дніпропетровська обласна організація Національної спілки журналістів
  • ГЛАВНАЯ
  • ДОО НСЖУ
    • Про ДОО НСЖУ
    • Апарат
    • Правлiння
    • Секретарiат
    • Ревiзiйна комiсiя
    • Кодекс професійної етики
    • Місцеві осередки
  • ПРЕС-КЛУБ
  • НОВИНИ
    • Дніпро
    • Кам’янське
    • Кривий Ріг
    • Павлоград
    • Магдалинівка
    • Марганець
    • Нікополь
  • ВІДЕО
  • ЖУРФОНД
Останні новини
  • Майбутнє регіональних медіа: як підвищити економічну стійкість
  • «Мобілізація і бронювання журналістів: колеги, не чекайте до останнього!» – Володимир Данилюк
  • Голос, що не стихає: Олександр Шульга – журналіст, який тримає стрій
  • Коворкінг Дніпровського центру журналістської солідарності: зручний робочий простір для журналістів
  • Ліна Кущ: «Позбавити людину звання «Заслужений журналіст України» значно складніше, ніж його надати»
  • Шлях пресофіцерки з Дніпра Ольги Вільхової до визнання: служба, родина і друзі
  • НСЖУ запрошує на вебінар «Правда проти дезінформації в умовах війни» (АНОНС)
  • Слово як інструмент: як писати якісні, точні і сучасні журналістські тексти?
  • Парфумний релакс для криворізьких журналістів
  • НСЖУ закликає до системної підтримки місцевих медіа в умовах скорочення донорського фінансування
Головна/новини/Актуально/«День Победы в моей жизни: Великое и грешное, цена победы, праздновать или поминать, политизация прошлого, победобесие…» (Часть 2)

«День Победы в моей жизни: Великое и грешное, цена победы, праздновать или поминать, политизация прошлого, победобесие…» (Часть 2)

26.05.2018 Актуально, новини, новини ДОО НСЖУ залишити коментар 1,088 Перегляди

Слідкуйте за нами в Telegram та Instagram!

Такова была тема 39-го заседания дискуссионного клуба ДОО НСЖУ, которое состоялось 10 мая.

Главными докладчиками были уважаемые члены нашего клуба и давние оппоненты Виктор Ефимович Пушкин — заслуженный профессор Национального горного университета, директор Института гуманитарных проблем им. П.Т. Тронько, член-корреспондент Украинской академии исторических наук… и Юрий Борисович Райхель – международный обозреватель газеты «День».

Основные положения докладов, мнения участников дискуссии, как обычно, подаются в конспектном изложении.

Окончательные выводы, как всегда, за читателями.

Сама дискуссия по этому волнующему всех вопросу была бурной и продолжительной. Не всегда конструктивной, но крайне заинтересованной и демонстрирующей, что День Победы в нашей жизни не формально-статусное мероприятие, а понятие, которое и сегодня, через 73 года, прошедших с этого исторического события бередит душу и ставит новые вопросы своими остающимися нераскрытыми тайнами мировой и конкретно советской политики, недосказанностью, необъяснённостью недоспоренностью вокруг вскрытых ею но до сих пор не решённых проблем.

Передать дискуссию в лицах на заседании крайне сложно. И надо ли? Пусть наши эмоции останутся за кадром. Остановлюсь лишь на наиболее интересных дискуссионных фактах, оценках, мнениях, которые прозвучали в ходе обсуждения.

ПАМЯТЬ НЕ ТОЛЬКО ЛЕЧИТ, НО И УБИВАЕТ

Лариса ПАЛЕОНОК (пресс-секретарь областного совета ветеранов): «Я ненавижу войну, потому что ещё ребёнком прошла её вместе с мамой в партизанах…

Наши ветераны — мудрые люди. Они слишком сильно болеют за то, что сейчас с нами происходит. Память той войны их не отпускает. Выслушав выступление председателя одной из наших городских организаций, который привел страшные цифры, я пришла к генералу и сказала — надо отрывать наших ветеранов от экрана.

Оказывается, за два месяца Майдана с его «Небесной сотней» в нашей организации умерло на порядок больше ветеранов, чем за 27 предыдущих лет. Когда на Майдане гибли люди, они это переживали особенно тяжело. Война догоняет. Аналогичная ситуация сохраняется и сегодня, когда на востоке в борьбе с агрессором гибнут наши парни».

МИФЫ НЕ ДОЛЖНЫ ИСКЛЮЧАТЬ РАЗУМ

Виктор ПУШКИН: «Чем дальше мы от той войны, тем больше у нас появляется её «героев» и распространяется о том времени небылиц. Приведу лишь два примера.

Однажды ко мне пришел ветеран, закончивший войну ефрейтором. С огромным удивлением я увидел у него на груди среди прочих наград орден Суворова, которым награждались лишь высшие военачальники.

«Я воевал!» — так ответил на моё удивление бывший ефрейтор… А потом он ходил жаловаться, что я его выгнал.

А недавно в уважаемой мною газете «День» появилась большая статья о Ватутине. В ней был эпизод, рассказывающий о приезде в самый разгар войны генерала в госпиталь проведать раненого офицера. И в беседе с ним якобы Ватутин разоткровенничался, что хотел бы встретиться с Романом Шухевичем, какой он выдающийся полководец и прочее. Наверное, Ватутин не был идиотом, даже если и могли быть у него такие мысли, то он бы никогда не поделился ими с простым офицером в то непростое время.

Я не устаю повторять: нельзя без оглядки верить всему, что пишут, показывают и рассказывают. Любую информацию нужно пропускать через себя, сравнивать с другой и анализировать. Каюсь, мы, преподаватели, плохо учили молодёжь думать. Оценивали студентов не по способности анализировать, делать правильные выводы и доказательно спорить, а по умению четко ретранслировать заученное.

Что касается Великой Отечественной войны, я верю: пройдет несколько поколений, появится новое не заангажированное, не зомбированное поколение и историческая справедливость будет установлена».

ДАНЬ ПАВШИМ ДОЛЖНА БЫТЬ МАТЕРИАЛЬНОЙ

Владимир ПРЫТЫСКАЧ: «Сколько можно повторять, что война не закончилась пока не похоронен последний солдат. Нужно собрать деньги и направить их на поиск и идентификацию пропавших без вести тогда.

Больше всего сегодня меня поражает, когда даже участники традиционных мероприятий на День Победы затрудняются ответить, с кем воевали в 1941-1945, в честь чего установлены памятники Победы. Люди часто путаются и не знают ответов. Для меня важна конкретника. Я хочу восстановления исторической правды».

Юрий РАЙХЕЛЬ: «Приведу очень показательный пример отношения к погибшим в войне. Когда после американо-вьетнамской войны замгоссекретаря США приехал в Ханой для переговоров о восстановлении дипотношений, первое, на чём он акцентировал внимание — сколько по данным США числится без вести пропавших во Вьетнаме американцев. Сколько нужно средств, чтобы идентифицировать их, выяснить, где погибли, где похоронены. Первоначально на эти работы они ассигновали 50 млн долларов.

Привезли необходимое оборудование для идентификации по ДНК найденных останков. Эта работа продолжается и сегодня. Также они действовали и в других странах, где принимали участие в войнах. Это пример отношения государства к своим погибшим гражданам и армии. Война, действительно, не может быть закончена пока не разыщут и не восстановят память о всех погибших.

У нас, к сожалению, иная ситуация. В той войне люди были расходным материалом, их не жалели. О том и слова песни, ставшие лозунгом: «Нам нужна одна победа, Одна на всех – мы за ценой не постоим». И не стояли, людей не жалели. Такое отношение к своим защитникам носит ментальный характер, говорит о проблеме культуры и духовности. К сожалению, не только в России. Отсюда и отсутствие соответствующего учёта.

В отличие от нас, у немцев, например, был строгий учет воевавших. Они и сегодня продолжают разыскивать своих пропавших в ту уже далёкую войну. Добавьте сюда и развал военкоматов у нас во время отступления. Что отражает общеполитическую и ту же ментальную ситуацию в стране».

ВОСЬМОЕ ИЛИ ДЕВЯТОЕ: В ЧЁМ ПРИЧИНА РАЗНОЧТЕНИЙ?

ПУШКИН: «Виновата излишняя политизация этих исторических событий. Почему ныне акцент делается на поминовении погибших в той войне 8 мая, чтобы продемонстрировать наше движение в Европу, которая 8-го отмечает это событие».

РАЙХЕЛЬ: «Исторические корни этого разногласия породил ещё Сталин. Он был недоволен тем, что акт о капитуляции подписали 8 мая не по его сценарию. К Жукову тогда не прибыли командующие его ранга для подписания. И он распорядился провести этот исторический акт 9 мая».

КТО БОЛЬШЕ ВЛОЖИЛ В ПОБЕДУ?

Спор на эту тему не утихает и сегодня.

ПУШКИН: «Напомню, что второй фронт страны антигитлеровской коалиции открыли лишь в 1944 году, когда хребет фашистской армии был сломан и уже разворачивалось наступление советских войск. Что касается оказываемой СССР этими странами материальной помощи — тем самым они откупались от воюющего Советского Союза. Основная масса пролитой крови была наша».

РАЙХЕЛЬ: «Не буду спорить с такой оценкой. Но внесу некоторые фактологические коррективы в очень популярные у нас рассуждения о том, что второй фронт был вспомогательный и напоминал легкую прогулку по сравнению с кровопролитными боями на востоке.

Если брать протяженность линии советского фронта, составлявшего более 2000 км, то, безусловно, советский фронт был самый протяженный, самый долгий и потери здесь были самые большие. Но меня напрягает то, что на советском фронте в 1944-м было около150 немецких дивизий, а на на западном фронте протяженностью 870 км союзникам противостояли 85 дивизий.

Если, как утверждала наша пропаганда, западный фронт был вторичен и основные бои шли на советском, то почему на западном фронте на один километр немецких войск было больше, чем на советским? Этот миф о вторичности западного фронта опровергает и другие цифры.

На советско-германском фронте, как свидетельствуют немецкие архивы, немцы потеряли 4000 летчиков, а на западном фронте -11,5 тыс. летчиков. Мы хвастаемся тем что понесли самые большие потери, но этого стыдиться надо, а гордиться следует самыми малыми.

Американцы говорят: мы потеряли 530 тыс чел. А на Японских островах – 312 тыс., а японцы – 800 тыс. Вопрос: кто лучше воевал и этим должен гордиться?!

В чем наша война великая, в том, что было море крови, что на фронте было задействовано огромное количество людей?

Кстати, если говорить о материальном вкладе в нашу победу, не будем сбрасывать со счетов и гитлеровскую Германию, с которой перед войной у нас шла интенсивная торговля. В результате, накануне войны мы от немцев получили много очень высококачественного станочного оборудования для нашей военной промышленности. Так, в 1942 году 57% станочного парка на предприятиях военного комплекса Урала были немецкого производства, поступившего к нам в течение 1939-41 годов».

СТАЛИН И ГИТЛЕР — БЛИЗНЕЦЫ И БРАТЬЯ?

ПУШКИН: «Ставить на одну доску Сталина и Гитлера, коммунистическую и нацистскую идеологии это не правильно».

РАЙХЕЛЬ: «Согласен. Ни одна страна мира, в том числе и гитлеровская Германия, не уничтожила в тюрьмах и концлагерях столько своих сограждан, сколько сталинский режим. Но – вот феномен! – несмотря на это память о великом вожде всех времен и народов продолжают сегодня лелеять не только в России, но кое-кто и в Украине.

Отсюда и дискуссия о том, поминать ли нам погибших в той войне 8 мая или праздновать День воинской славы 9 мая — это брызги шампанского, занесенные к нам из соседней страны, которые взяла на вооружение политическая сила владельцев канала Интер.

Стране также навязывается дискуссия, в честь кого мы называем свои улицы. Причем заявления о том что в честь фашистских прихвостней носит совершенно умозрительный характер. А что Косиор, в честь которого была названа улица в Днепре, не хуже последнего немецкого гауляйтера? С моей точки зрения, Косиор, подписавший огромное количество приговоров, что подтверждено документально, палач, каких мало. А Виктор Ефимович говорит, что эти два режима нельзя сравнивать».

ПОЧЕМУ ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

ПУШКИН: «Действительно, в начале войны было допущено много ошибок. Но сегодня искать виновных пустое дело. «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны».

Подводя итоги этой войны можно сказать, что это был день исторической победы. Сам характер этой войны опредилил ее название «Великая Отечественная…».

День Победы называют ещё Днём примирения. Но с кем? Я не могу примириться с преступниками, проливавшими кровь моего народа. Война великая ещё и потому, что мы бы здесь не сидели, если бы не было той исторической победы».

ЛУЦЕНКО: «У простого солдата был дух защиты своей родины. Это хорошо описано в романе Гончара «Прапороносці». И рождался он не на пустом месте. Но сначала был и животный страх и заградотряды, гнавшие солдат на смерть».

ПУШКИН: «…Но можно ли было тогда без них обойтись? Это ещё тот вопрос!..”

РАЙХЕЛЬ: “Повторюсь, оценивая ту войну, как великую, мы часто смешиваем праведное и грешное — подвиг народа и цену, которую он заплатил за эту победу по вине своих вождей. Сегодня мы не можем не говорить о последствиях этой войны для страны.

Несомненно, это великая война, но я категорич не согласен, когда мы ставим себе в заслугу то, что у нас наибольшее количество павших. Рыдать надо и анализировать, почему понесли такие потери и делать из этого необходимые выводы.

Немцы тоже здесь воевали: и наступали, и отступали, оказывались в котлах. Почему они потеряли, как минимум, вдвое меньше нас, хотя, в отличие от нас, воевали на нескольких фронтах?!.

И этот день в России называют Днём боевой славы?.. Славы ли?!! У меня напрашивается несколько иное определение.

Распутывая сей клубок, возникает вопрос, почему это великая война? Да… она великая по огромному количеству воевавших, совершенных подвигов, часто прикрывавших полководческую глупость, по территории, охваченной войной, количеству её жертв, разрухе, которую она принесла в страну. И всё это мы празднуем?!»

ПРАЗДНОВАТЬ ИЛИ ПОМИНАТЬ

ПУШКИН: «Для меня день победы это день памяти, день горечи. Многие встречали своих близких и были счастливы, а многие плакали не дождавшись своих родных.

Эмоциональное отношение к этой дате у многих тогда было разное. Так и в жизни: одни были при славе, орденах, пайках и почете, другие нищенствовали забытые всеми, третьи гнили в бараках, четвертые в лагерях, пятые згинули на чужбине. У каждого была своя судьба.

Мой отец начал войну полковником, комбригом. Дослужился до генерала, получил Звезду Героя, заслужил почёт и уважение. Вместе с ним начинал войну такой же очень талантливый полковник. Попал в плен и сгинул неизвестно где. Каково было его семье? Так судьба играла людьми.

Я бы не актуализировал проблему 8-9 мая. Нам подкидывают эту надуманную проблему. Мол, подеритесь, а мы посмеемся. Это была историческая победа — люди сражались за Родину и победили. Никто, кстати, тогда не кричал «За Родину, за Сталина!» — это выдумки нашей пропаганды. В атаку шли с матом и проклятиями врагу. И победили врага…

Все ли сегодня помнят об этом?..»

P.S…

К ВОПРОСУ ОТНОШЕНИЯ К ВЕТЕРАНАМ ПОЛИТИКОВ И ВЛАСТИ

«Ни стыда, ни совести», — под таким заголовком участник нашего обсуждения Вячеслав ДОЦЕНКО разместил в сети следующую заметку:

«Сегодня Новомосковск прощался с Николаем Тимофеевичем Невпрягой, последним Героем Советского Союза, жившим в нашей области. Поразительно, но никого из руководителей Днепропетровщины, как и других чиновников из Днепра, на траурной церемонии не было.

Не присутствовал и Александр Вилкул, который в декабре прошлого года приезжал к прикованному к постели ветерану поздравить его с 92-летием. Тогда это событие широко освещалось в прессе, на местных телеканалах были показаны спецрепортажи (пиар – дело святое!) А вот проводить в последний путь Героя у нардепа времени не нашлось. Но это дело его совести.

…Увы, понятие совести нашим керманичам неизвестно».

По поручению членов дискуссионного клуба Вадим КЛИМЕНТЬЕВ.
Специально для сайта ДОО НСЖУ.

Більше на нашій сторінці у Facebook та каналі в YouTube!
Попередні «День Победы в моей жизни: Великое и грешное, цена победы, праздновать или поминать, политизация прошлого, победобесие…»
Вперед Дніпропетровська журналістська організація привітала зі святом колег

Схожі записи

Майбутнє регіональних медіа: як підвищити економічну стійкість

7 години пройшло

«Мобілізація і бронювання журналістів: колеги, не чекайте до останнього!» – Володимир Данилюк

7 години пройшло

Голос, що не стихає: Олександр Шульга – журналіст, який тримає стрій

10 години пройшло

Зверніть увагу

Коворкінг Дніпровського центру журналістської солідарності: зручний робочий простір для журналістів

Слідкуйте за нами в Telegram та Instagram! На базі Центру журналістської солідарності НСЖУ у Дніпрі …

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Ми в соц. мережах:

  • Слідкуйте за нами в Telegram та Instagram!

    З ювілеєм!

    17 липня – ЛОХМАТОВА Анна Анатоліївна 

    19 липня – ТКАЧ Олена Леонідівна 

    20 липня – ОВЧАРЕНКО Анатолій Анатолійович

     

    З Днем народження!

    14 липня –МОРОЗ Ірина Семенівна

    СЕВРІКОВ Сергій Михайлович

    15 липня –КЛИМЕНКО Юлія Олександрівна

    КРАВЧЕНКО Віталій Володимирович

    ТОЛОШНИЙ Віктор Григорович

    ЗАХАРОВ Валерій Миколайович 

    16 липня – ДУШКОВА Анна Сергіївна

    17 липня – БУЛАНОВ Вадим Михайлович

    КОВАЛЬЧУК Анастасія Олексіївна 

    18 липня – ЛАВРІНЕНКО Віта Віталіївна

    19  липня –ЩУЧЕНКО Марина Юріївна

    20 липня – МУСІНОВ Олександр Васильович

    ПАШУК Людмила Василівна

    Щастя, радості, добра,
    Здоров’я, успіхів, тепла,
    Благополуччя та достатку,
    Щоб справи всі були в порядку.
    Хай посміхається життя,
    Та буде кращим майбуття.





















    Більше на нашій сторінці у Facebook та каналі в YouTube!

Новини ДОО НСЖУ

  • Майбутнє регіональних медіа: як підвищити економічну стійкість

    7 години пройшло
  • «Мобілізація і бронювання журналістів: колеги, не чекайте до останнього!» – Володимир Данилюк

    7 години пройшло
  • Голос, що не стихає: Олександр Шульга – журналіст, який тримає стрій

    10 години пройшло
  • Коворкінг Дніпровського центру журналістської солідарності: зручний робочий простір для журналістів

    1 день пройшло
  • Ліна Кущ: «Позбавити людину звання «Заслужений журналіст України» значно складніше, ніж його надати»

    3 дні пройшло

НОВИНИ ПРЕС-КЛУБУ

  • Звіт з моніторингу ЗМІ (Дніпропетровська область)

    15.06.2022
  • Про зміни у трудових відносинах в умовах воєнного стану

    27.03.2022
  • Про суміщення посад та поділ посадового окладу. Юридичні консультації з діяльності друкованих ЗМІ

    27.01.2022
  • Про намагання депутатів місцевої ради збільшити орендну плату для редакції. Юридичні консультації з діяльності друкованих ЗМІ

    31.08.2021
  • Про призупинення виходу газети. Юридичні консультації з діяльності друкованих ЗМІ

    08.08.2021

Новини Партнерів

Вулична їжа, спека і бактерії: як не зіпсувати літо отруєнням

Літо — пора свіжих овочів, пікніків і вуличної їжі. Але водночас саме в цю пору року лікарі фіксують найбільшу кількість випадків харчових отруєнь. ...

Функції зовнішнього екрана Samsung Galaxy Flip7

У сучасному світі смартфон уже давно перестав бути просто пристроєм для дзвінків та повідомлень. Користувачі шукають максимальної функціональності у своїх пристроях, і Samsung Galaxy Flip7 чудово задовольняє ці потреби. ...

Де у Дніпрі замість трамваїв курсуватимуть автобуси

З 19 липня у Дніпрі у зв’язку з ремонтом колії на Старому мосту призупиняється рух трамваїв № 6 та № 9. ...

У Дніпрі “працівник газової служби” ошукав людей

Поліція Дніпра затримала чоловіка, який під видом працівника газової служби ошукав літніх людей. Зловмисник заволодів коштами  двох пенсіонерів у сумі майже 80 тис. ...

Дзюдоїсти з Дніпра вибороли 11 медалей на Кубку України

Друге загальнокомандне місце вибороли дзюдоїсти Дніпропетровської області на Кубку України, який 15 липня пройшов у Білій Церкві (Київська обл.). Про це повідомили у Відділенні НОК України в Дніпропетровській області. ...

У Дніпрі стартували рейди з виявлення машин-порушників: деталі

У Дніпрі дозволено переміщати на відведені майданчики авто, які розташовані на вулицях без номерних знаків. Про це нещодавно повідомили у Дніпровській міській раді і роз’яснили деталі. ...

Ми в соц. мережах:    Розробка та підтримка
НСЖУ © Всі права захищені 2025.